суббота, 27 июля 2013 г.

Как отличить фальшивые отзывы от настоящих

Не за горами осень. Сезон повышенного спроса на компьютеры, бытовую технику и электронику. Поэтому шансы, что вы будете обращать внимание на отзывы, увеличиваются. Но примите во внимание, что не все отзывы настоящие. Хотя большинство отзывов настоящие от реальных пользователей, которые имеют желание поделиться своим мнением о продукте. Многие из отзывов являются фальшивыми. Написанные сами магазинами, пиар-фирмами по заказу магазинов или конкурентами.

Отзывы на Яндекс-Маркете


Фальшивые отзывы можно встретить не только на Яндекс-Маркете, но и на других торговых площадках, например Товары-Mail.ru и даже на сайтах крупных интернет-магазинов.

Но возьмём мы для примера Яндекс-Маркет, как лидера онлайн торговли в России.

Яндекс-Маркет имеет два типа отзывов - отзывы о работе магазинов



И отзывы о товаре



В этой статье мы подробно рассмотрим, как отличить фальшивые отзывы на товар и лишь кратко остановимся на отзывах о магазинах.

Фальшивые отзывы о магазинах


Существуют целые пиар-фирмы специализирующиеся на написании отзывов о магазинах на Яндекс-Маркете.





Фальшивые отзывы появляются, как правило, в двух случаях:

  1. Если магазин молодой, то ему нужны положительные отзывы, чтобы составить себе репутацию.
  2. Если у магазина плохое обслуживание и много отрицательных отзывов, то ему нужные положительные отзывы, чтобы хотя бы был баланс между отрицательными отзывами и положительными.


Кстати говоря, есть ещё и третий вариант, который характерен для крупных интернет магазинов. Большие интернет магазины работают, как правило, в строгом соответствии с корпоративными стандартами и никогда не меняют их. Поэтому если покупатель вписался в стандарты интернет-магазина, то все довольны и покупатель и магазин. Но если что-то пошло не по плану, то здесь начинаются проблемы. О чём речь, если например покупатель заказал товар с доставкой на следующий день, но у него изменились планы и он хочет перенести место доставки или время, то в большом интернет-магазине ему никогда не пойдут на встречу. Такому покупателю скажут, что его заказ аннулируют и что он теперь должен создать новый заказ на другое число. Естественно, что такие покупатели тоже пишут отрицательные отзывы о работе магазина. Далее крупный магазин либо закупает «партию» положительных отзывов, либо за работу принимается пиар-департамент такого магазина.

В случае второго и третьего варианта фальшивые отзывы о магазине отличить довольно легко. Они идут группами 6-8 отрицательных отзывов и 6-8 положительных отзывов. Положительных отзывов может быть и больше, вероятно для того чтобы с запасом перекрыть отрицательные отзывы.

Фальшивые отзывы о товарах и как отличить их


Особенно обидно ошибиться в выборе сделанного на основе отзывов в покупке дорогого устройства, например смартфона или ноутбука, которые могут оказаться глючными или ненадёжными. Поэтому давайте рассмотрим, какие признаки имеют фальшивые отзывы. Это пригодиться вам не только сегодня, но всякий раз, когда вы решите купить что-нибудь в интернете.

Хвалебная песня с отрицанием недостатков
Когда последний раз вы встречали продукт практически лишённый недостатков? Устройство может быть очень хорошим, но почти наверняка у него найдутся один-два мелких недостатка. Таким образом, пятизвёздочный отзыв наполненный эпитетами «отличный» или «абсолютно лучший» в котором не упоминается никаких недостатков товара, может быть фальшивым.

Полное отрицание положительных качеств
Также и наоборот есть вероятность, что абсолютно отрицательный отзыв мог быть написан конкурентами или фанатами противоположного бренда.

Имя пользователя написавшего отзыв
Имя пользователя написавшего отзыв также может стать пунктом для размышления. Как правило, писатели фальшивых отзывов не тратят время для создания учётной записи с реальным именем или сколько-нибудь осмысленным никнеймом. Как правило, они выбирают случайные имена, например jam6736, pfb1234, nb00332 и так далее.

Дата отзыва
Дата отзыва может дать много информации о том является ли отзыв фальшивым. Если вы видите много пятизвёздочных отзывов написанных примерно в одно и то же время и в похожем стиле есть большая вероятность, что они фальшивые. Если в отзыве рассказано о большом опыте использования нового устройства ещё до того как оно поступило в продажу или даже через пару дней после его появления в магазинах, такой отзыв вероятно также фальшивый. Обычно такие ранние отзывы характерны для дорогих устройств с высокой наценкой (iPhone, игровые приставки и так далее), которые появляются до того как устройство поступило в продажу, но после того как было официально анонсировано.

Стиль отзыва
Стиль отзыва является, пожалуй, самым показательным фактором в оценке отзыва. Если отзыв выглядит как пресс-релиз или коммерческое предложение с перечислением характеристик и сравнением с конкурирующими продуктами в превосходящей степени, очень возможно, что  такой отзыв написал пиар-департамент производителя устройства.
Отзывы со средним рейтингом оценки товара вызывают больше доверия и, как правило, более полезны. Также отметьте, что реальные пользователи, как правило, не перечисляют характеристик устройства, они говорят о надёжности, производительности и о том насколько устройство хорошо себя зарекомендовало в эксплуатации. Также реальные пользователи никогда не станут радоваться высокой цене на устройство и часто жалуются, что товар слишком дорогой.


Наглядный пример фальшивого отзыва на Яндекс-Маркете

В приведённом нами примере отзыв на Яндекс-Маркете является на 100% фальшивым. Так как роутер Upvel UR-305B не имеет Wi-Fi и соответственно у него нет никаких антенн, которые можно было бы "прикрутить". Из чего делаем вывод, что этот отзыв написан конкурентами. Тем более что в отзыве предлагается конкурирующая модель от другого производителя.


Ещё один вид фальшивых отзывов на Яндекс-Маркете

Крупные интернет-магазины в силу своего устройства не могут обрабатывать заказы качественно. И уделять достаточно внимания качественной обработке каждого заказа. Поэтому они стали применять следующую практику, теперь они часто связываются с покупателем и предлагают ему некоторую сумму денег за то чтобы он убрал свой отрицательный отзыв с Яндекс-Маркета. Разумеется, такая практика не могла остаться без последствий. Всё больше покупателей определённого типа оставляют теперь отрицательные отзывы о магазине в надежде получить вознаграждение за его удаление.

Вот недавняя история, произошедшая с интернет-магазином PowerNb. Утром от покупателя приходит сделанный через корзину заказ  на планшет Acer Iconia Tab A511 32GB. Покупатель заказывает планшет с доставкой на пункт самовывоза курьерской компании IM-Logistics, с которой сотрудничает наш магазин. Звоню покупателю и предупреждаю, что планшет последний и лежал на витрине в нашем магазине, поэтому надо приехать в наш офис и убедится, что состояние планшета вас устраивает. Покупатель на это соглашается и приезжает вечером в офис. Покупатель нашёл на планшете пару микроскопических царапин и отказался покупать планшет. Ну, ничего страшного, ведь его предупреждали, что планшет лежал на витрине и поэтому продаётся со скидкой. Однако на следующий день покупатель пишет отрицательный отзыв на Яндекс-Маркете, где заявляет, что его не предупреждали о том, что планшет лежал на витрине. Я позвонил покупателю и спросил, тогда зачем же он приехал к нам в офис, а не получил планшет на пункте самовывоза IM-Logistics куда его заказывал, если его не предупреждали, что планшет лежал на витрине. На это мне покупатель ничего членораздельного ответить не смог.

Вот этот отзыв и мой ответ на него: 

Для чего пишутся такие отзывы предлагаю вам сделать вывод самим. Но могу с уверенностью сказать, что порочная практика внедрённая большими интернет-магазинами. Платить деньги за снятие отрицательных отзывов негативно повлияла на ситуацию, и ещё больше затруднило определение, какой отзыв является фальшивым, а какой настоящим.

Если вы наметили дорогостоящую покупку, я могу вам посоветовать читать не менее 15 - 20 отзывов, в этом случае складывается более полное и правильное мнение о продукте.  Во всяком случае, я так и делаю. Я полагаюсь на мудрость масс и не верю отдельным отзывам.

Если вы знаете другие способы, как отличить фальшивый отзыв от настоящего расскажите, пожалуйста, о них в комментариях.

2 комментария:

  1. Про хвалебные уже написали. Ещё не люблю отзывы, написанные на одних эмоциях, почти матом (то есть словами грубыми, но так, чтобы опубликовали). И в том, и в другом случае сразу впечатление, что или покупатель не разобрался, или он не покупатель, а всё придумал.
    Фото с камеры (телефона, фотоаппарата) предпочитаю смотреть на Яндекс Фотках, а не доверяться отзывам. Если там нет, то это уже повод подумать, что камера настолько плохая, что выложить в интернет стыдно. Один раз доверился — и пролетел, хорошо что вернуть получилось.

    ОтветитьУдалить
  2. Ещё часть бывает так, что для какого-то товара специально создают сайт. Ну возьмём те же светящиеся наушники. Там все отзывы-положительные, но если взять наиболее короткий отзыв (в поисковиках есть ограничение на слова) и поискать его в гугле, то можно найти целую кучу сайтов с точно такими же отзывами.

    ОтветитьУдалить