вторник, 25 октября 2016 г.

Магазины и покупатели уходят с Яндекс Маркета


Совсем недавно, весной этого года я рекомендовал покупателям при поиске товаров в интернете в первую очередь пользоваться Яндекс Маркетом. И вот времена изменились и с Яндекс Маркета уходят, как магазины, так и покупатели. Связано это с переходом Яндекс Маркета на так называемую модель «Заказ на Маркете».  И так давайте разберёмся во всём последовательно и обстоятельно.

Чем невыгоден «Заказ на Маркете» магазинам

Магазин перестаёт раскручиваться и получать узнаваемость в интернете. То есть если раньше покупатель заходил через Яндекс Маркет в магазин и магазин нравился ему, то покупатель запоминал такой магазин, как хороший. Теперь все лавры достаются Яндекс Маркету. Если покупателя грамотно проконсультировали, вовремя и вежливо произвели доставку, то покупатель воспринимает это как работу Яндекс Маркета, хотя всё это сделал интернет магазин.
Раньше магазин мог платить Яндекс Маркету за переход по минимальной ставке 3 рубля. Теперь Яндекс Маркет берёт с каждого состоявшегося заказа 2%. Вроде бы немного, но это как сказать. Для дорогих и низко маржинальных товаров это уже невыгодно. Например, для ноутбуков. Дорогой ноутбук может стоить 70000 или даже 90000 тысяч рублей при этом прибыль с такого ноутбука может составлять всего 3000 рублей. 2%  с 70000 и 90000 рублей это будет 1400 и 1800. То есть оставшаяся магазину прибыль с продажи 1600 и 1200 рублей уже не будет покрывать расходы на его операционную деятельность. Мы в нашем магазине RouterStore исключили из выгрузки на Яндекс Маркет такие товары. Вероятно так поступят и другие магазины. Соответственно дорогие товары будут теперь вымываться из ассортимента Яндекс Маркета.
Как это ни странно, но и магазины продающие «мелочовку» тоже испытывают трудности с новой системой Яндекс Маркета. Хотя казалось бы почему? Ведь  с небольшой цены надо платить и небольшой процент в суммарном выражении. Часто «мелочовка» идёт в ассортименте. Представим себе такую ситуацию офис-менеджер или завхоз закупают канцтовары на весь офис. На Яндекс Маркете они накидывают в корзину кучу товара: скрепки, кнопки, скобы для степлера, карандаши, ластики и так далее. И вдруг им начинает звонить куча разных магазинов и предлагать разные сроки доставки, то есть ластики привезёт один магазин, карандаши другой, скрепки третий, а кнопки четвёртый. И естественно за каждую доставку надо платить по отдельности. В то время как раньше покупатель мог перейти с Яндекс Маркета в магазин и всё купить в одном месте. Конечно, это неудобно и магазину торгующему таким ассортиментом и покупателю.

Чем невыгоден «Заказ на Маркете» покупателю

Существенное снижение ассортимента на Яндекс Маркете. Многие большие магазины, например, такие как: МВидео, Озон, Ситилинк, Гипертрейд не захотели переходить на новую систему Яндекс Маркета. Безусловно с уходом таких гигантов ассортимент Яндекс Маркета существенно уменьшиться. Вот, например мнение пользователя levidaniil с форума Оборот:
«Примерно 1-1,5 года назад Маркет перестал быть для меня витриной №1 в интернете. Если раньше покупку/выбор любого товара я начинал в Маркете, то сейчас нет. 
Причина - я увидел, что много известных магазинов не размещают там свои предложения. Это осознание пришло ко мне, когда 1,5 года назад покупал много всего для новой квартиры.  
Поэтому сейчас для меня Маркет - это, в основном, неплохой фильтр по параметрам товаров (например, можно быстро узнать, какие функции есть у посудомоек и что они значат). Именно "покупка на Маркете" меня не привлекает от слова "вообще", потому что я не вижу для себя никаких преимуществ. Закон РФ достаточно защищает покупателя при покупке в любом магазине.
Мне кажется, что я не единственный человек, для которого МАРКЕТ перестал быть витриной №1».

И это человек заметил, что магазины уходят с Яндекс Маркета, ещё полтора года назад, то есть ещё до перехода на систему «Заказ на Маркете».  Так что же будет теперь с переходом Яндекс Маркета на новую систему? А ведь помимо общего уменьшения ассортимента, по некоторым категориям оно будет особенно значительным. Как я уже указывал выше это дорогие товары, там, где при высокой цене на товар имеет место маленькая наценка. И в категории «мелочовка», тот товар, который закупается в широком ассортименте.
Следующий момент, покупатель не знает, в каком магазине он покупает. Да, Яндекс Маркет проверяет магазины, иногда даже не совсем корректно. Однако не все магазины предлагают одинаковый сервис. Вот мнение пользователя Azi  с форума Оборот из того же топика:

«Покупая в ИМ я могу заранее узнать условия и стоимость доставки, условия гарантии и наличие СЦ у себя в городе. Скидочные программы, аксессуары и дополнительные услуги. Как то подъем на этаж, подключение, дополнительные кабеля и т.д.
При покупке в ЯМ этого ничего нет. И даже с доставкой непонятно. Написано - 5-7 дней. Так пять или семь? А гарантия? А СЦ? А если изображение будет отличаться от указанного на сайте?
В общем ненене».
Снижение общего уровня предоставляемого магазинами сервиса. С уходом с Яндекс Маркета таких известных и респектабельных брендов как МВидео, Озон, Ситилинк, Гипертрейд и других, неминуемо произойдёт снижение предоставляемого магазинами сервиса. По двум причинам, во-первых далеко не все магазины обладают такими возможностями, как вышеуказанные гиганты. Во-вторых, а зачем магазинам сильно напрягаться, если уровень конкуренции резко снизился?

Какие есть плюсы для покупателей и магазинов от перехода на систему «Заказ на Маркете».

На форуме для интернет магазинов Оборот, мы долго думали на эту тему. Для магазинов не нашли ни одного плюса. Для покупателей нашли один. Если у покупателя есть почта на Яндексе, то при заказе на Маркете ему не нужна регистрация, он использует почту Яндекса.

Где искать товар в интернете?


Без сомнения ассортимент товаров на Яндекс Маркете уменьшится, а качество сервиса ухудшится, поэтому актуальным становится вопрос, где искать товары в интернете.  Не рекомендую пользоваться оригинальным поиском Яндекса. Есть основания предполагать, что Яндекс манипулирует выдачей в поиске и убирает из неё интернет магазины. Вот что пишет kaavain участник всё того же форума Оборот:
 
"Ну, к счастью, в реальности не все так плохо. Поиском пользуются только тогда, когда это ХОРОШИЙ поиск. А ХОРОШИЙ поиск - это ОБЪЕКТИВНЫЙ поиск. Если ПС будет искажать намеренно результаты (как делает это сейчас уже Яндекс), то он становится ПЛОХИМ поиском, и, рано или поздно, клиент уйдет.
Опять же на моем примере - видя, как Яндекс мухлюет с моими сайтами, я прекрасно понимаю, что он это делает и с другими. Сравнивая с Гуглом, который в выдачу так нагло не вмешивается, я, как пользователь ПОИСКА уже перешел на Гугл. Хотя еще год назад всем доказывал что "яндекс лучше всех и уж гугла точно"".
и ещё:
«Немного по другой теме - манипулирование выдачей органического поиска. Я сейчас собираю материал, переписку и скриншоты (конечно, юридически это не ахти, но для ФАС, возможно хватит как минимум) и уже сейчас по собранному четко видно:
- манипулирование выдачей присутствует
- это манипулирование яндекс отрицает
- от ответов на вопросы либо уходит либо откровенно лжет
- манипулирование сильно сокращает органический трафик для магазинов, попавших под эти действия, и у магазина остается лишь один выход, платить за Директ или Маркет».
Такое вот мнение, и по всей видимости оно имеет под собой основаниям».

И так, где же всё-таки искать товар в интернете

  1. Пользуйтесь оригинальным поиском Гугл. Мало того, что поиск Гугл более качественный и объективней, чем поиск Яндекса в поиске Гугл вы видите предложения Гугл Мерчант Центра (Google Merchant Center).
  2. Поиск-Подбор обладает развитыми фильтрами и ассортиментом не уступает Яндекс Маркету.
  3. Маилру Товары также имеет ассортимент не уступающий Яндекс Маркету, и хорошую систему фильтров.
  4. Гугл покупки – пока система только развивается, но зная упорство и настойчивость Гугл, верится в её хорошее будущее, тем более, что основной конкурент Яндекс Маркет допускает такие непростительные ошибки.

Магазины убирают дефицитный товар из выгрузки на Яндекс Маркет


Этот раздел я дописываю 28 декабря, то есть через месяц с небольшим после того как Яндекс Маркет перешёл на новую систему  – «Заказ на Маркете». Таким образом, мы можем подвести некоторые итоги. Итак, с Яндекс Маркета ушли самые большие магазины: Ozon, Ситилинк, МВидео и другие. Надо ли говорить после этого, что ассортимент товаров на Яндекс Маркете сильно оскудел? Более того эти магазины не собираются возвращаться на Яндекс Маркет.

- Кстати о сравнении цен. Ozon вернется на "Яндекс.Маркет"?
- Конечно, нет! Как минимум сегодня. Может быть, завтра еще раз подумаем, но пока - нет.

Это цитата из интервью генерального директора Дэнни Перекальски, которое он дал порталу онлайн торговли «Оборот».

То есть к вымыванию дорогих товаров, о чём я писал в разделе «Чем невыгоден «Заказ на Маркете» магазинам», добавляется и общее уменьшение ассортимента на Яндекс Маркете. Но и это ещё самое худшее, магазины начали убирать с Яндекс Маркета свой дефицитный товар, который пользуется у покупателей повышенным спросом.



А зачем, говорят директора и владельцы интернет магазинов, мы будем платить Яндекс Маркету 2% за заказ, если этот товар мы и так продадим? И с этим трудно не согласится.

Также некоторые магазины делают теперь автоматическую наценку в 2% на товары, которые они выгружают на Яндекс Маркет. То есть в самом магазине эти товары будут стоить на 2% дешевле, чем на Яндекс Маркете. Причём если этот интернет магазин работает с такими площадками, как Поиск-Подбор, Товары Mail.ru и другими, то и там эти товары будут дешевле, чем на Яндекс Маркете.

Таким образом, в сложившейся ситуации трудно рекомендовать Яндекс Маркет, как хорошее место для покупок в интернете.